Осенью деревья готовятся к морозам. Листья сначала желтеют, а затем опадают. Желтизна, а также багрянец и прочие оттенки становятся заметнее, потому что из-за более долгих ночей и коротких дней в листьях образуется меньше хлорофилла, чем летом. И только у ольхи и сирени наряд не меняет свой цвет: в их листве нет других красителей, кроме хлорофилла.
А вот яркость осенней листвы напрямую связана с погодой: если она дождливая – листья тусклые; если холодно ночью, но солнечно днём – листья блестят и их краски яркие.
Более короткие осенние дни побуждают деревья усиливать отток питательных веществ из листьев в ствол и отгораживаться от листвы пробковой перегородкой. Клетки дерева к первым холодам плотно набиты крахмалом – это запас питания на зиму. В сильные морозы он превратится в сахар, и дерево выстоит.
С листвой же дерево на зиму прощается для того, чтобы уменьшить испарение воды. Нижняя поверхность зелёных листьев покрыта прозрачной кожицей, усеянной мелкими отверстиями-устьицами. Через них и уходит влага. Например, берёза за лето испаряет около семи тонн воды. Зимой такую роскошь дерево позволить себе просто не может: в почве нет столько влаги.
Осенний листопад оправдан ещё и с другой точки зрения. Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях. Сбрасывая листву, дерево спасает себя от отравления.
Кроме того, ушли листья – меньше снега удержится на дереве, больше гарантий, что ветви не поломаются.
А вот весной при возвратных заморозках дерево может и «простудиться». Причём, быстрее на южных склонах. Там деревья раньше просыпаются от зимней спячки и при возврате холодов не успевают замедлить сокодвижение.