Несколько веков назад, практически ни один европеец не мог спокойно пообедать, не замочив при этом края рукавов. К концу XVII в. у мужчин в моду вошли рубашки, манжеты которых у знати подвязывались лентами, а у простолюдинов обычными верёвочными шнурками.
Когда производство стекла в мире стало массовым, у Людовика XIV появились первые двойные стеклянные пуговицы, соединённые между собой коротенькой цепочкой. Такими стали первые запонки, которые помогали удерживать манжеты, не рискуя быть испачканными. Их назвали манжетной кнопкой. Поскольку тогда такой аксессуар был доступен только высокопоставленным особам, то запонки стали предметом роскоши: их заказывали ювелирам из золота и бриллиантов.
Времена короля Георга III диктовали свою моду на украшения: кольца, медальоны и булавки украшались миниатюрами, выполненными на «изнанке» кварца или стекла. Вскоре к этому перечню присоединились и запонки.
К концу XIX века американский изобретатель Джордж Кременц обратил внимание на то, что гильзы для патронов изготавливаются из цельного куска металла, и это обстоятельство привело его к мысли о создании похожей машины для производства запонок. Кременц получил патент на своё изобретение, и в 1882 году такая машина была изобретена.
Примерно в это же время русский изобретатель Николай Бенардос научился использовать процесс гальванизации, чтобы покрывать дешёвый металл тонким слоем металла дорогостоящего. Оба эти изобретения помогли снизить себестоимость запонок, сделав их доступными всем слоям мужского населения.
В 1924 году компания Boyer придумала новый механизм застёжки для запонки: штырёк, свободно вращающийся по всей длине внутри ножки. Эта система оказалась настолько оптимальной, что её до сих пор используют в производстве большинства запонок.
Когда мужская рубашка, претерпев многовековые изменения, приобрела современный демократичный крой; когда дамы стали носить блузки с манжетами – запонки стали предметом почти повседневным. Они были обычными – на каждый день, модными – на сезон и подарочные, которые можно было заказать у ювелира. (В своё время российская императрица Мария Фёдоровна обращалась к известнейшему ювелиру Фаберже для изготовления подарочных запонок в виде золотых цикад.)
«Головки» запонок создавали из драгоценных или полудрагоценных камней, на них изображали фамильные гербы, птиц, букеты цветов, силуэты женских головок, и т.д. Они были круглыми и овальными, квадратными, прямоугольными и многогранными, большими и маленькими, дорогими и дешёвыми, эксклюзивными и массовыми.
Со временем, запонки стали делать не только из стали, золота, серебра и платины, но из пластмассы, стекла, дерева и даже шёлка.
Кроме вышеупомянутого крепления фирмы Boyer, запонки соединялись при помощи штанги, цепочек, винтов, кнопок и жёсткой сцепки.
Производители запонок, такие, как Cartier и Tiffany всегда отличались прогрессивным мышлением, поэтому их дизайнерские находки отвечали духу времени и в XX веке соответствовали сначала стилю модерн, затем ар-деко и кубизму, затем современной функциональности…
В настоящее время не только эти фирмы занимаются изготовлением запонок, но именно они дали толчок массовому художественному развитию этого аксессуара.
До 70-х годов XX века запонки было модно преподносить в подарок, но когда появились современные рубашки с пуговицами на манжетах, запонки стали носить лишь в особо торжественных случаях. В это же время возникла мода на женские запонки.
Сегодня в мире существует различные модификации запонок: односторонние или двусторонние; тематические (семья, работа, хобби) или функциональные: в виде часов, термометра, компаса или USB-устройства; классические или необычные, в общем, самые разнообразные.