Американские ученые тестируют искусственный белок для борьбы с ВИЧ
В настоящее время, чтобы обозначить количество выздоровевших от СПИДа, хватит пальцев одной руки. Невзирая на то, что антиретровирусная терапия, используемая против ВИЧ, становится более эффективной, вирус по-прежнему на два шага впереди: он может надолго засыпать в клетках иммунитета, не выдавая себя, а также обладает высокой вариабельностью, и клетки иммунитета банально не успевают вырабатывать антитела к белкам вируса, настолько быстро они мутируют.

Однако человеческий организм вполне способен сам синтезировать антитела, которые в состоянии обезвредить 90% возникающих разновидностей ВИЧ. Эти иммуноглобулины нарекли антителами широкого спектра действия и стали активно изучать. Если побудить иммунную систему вовремя синтезировать антитела широкого спектра действия, то вирус можно будет обезвредить; но, оказалось, что это довольно сложная задача – возникают антитела редко и производятся медленно, и вакциной их, к сожалению, простимулировать невозможно.

В 2013 году в журнале Nature было напечатано две статьи про ВИЧ, в которых ученые уверяли, что коктейль из антител широкого спектра действия возможно ввести в организм в готовом виде, тем самым подавив вирус до почти незаметного состояния.

Ученые из Института Скриппса разрабатывают свой метод – они вывели искусственный белок, который блокирует взаимодействие вирусных фрагментов с иммунной клеткой. Для того, чтобы прикрепиться к клетке, вирус использует свой собственный белок, который называют gp120 - он изначально прикрепляется на клеточной мембране - к рецептору CD4 . Взаимодействие с CD4 изменяет конформацию вирусного белка gp120 так, что после этого он может перескочить на следующий клеточный рецептор, CCR5. Так что для успешного заражения ВИЧ должен сделать два хода на поверхности клетки.

Ученый Майкл Фарзан и его коллеги взяли от двух мембранных рецепторов по куску и соединили их с фрагментом иммуноглобулина. Полученную конструкцию назвали eCD4-Ig, и она отвлекала вирус на себя, в это же время вирус обезвреживался благодаря фрагменту антитела.

Как заверяют авторы работы, их белковая химера превзошла по антивирусным свойствам любые, до сих пор известные варианты природных антител – ВИЧ в присутствии белка eCD4-Ig не мог попасть в клетку. Для проверки, как белок будет вести себя в организме приматов, ДНК с информацией о eCD4-Ig внедрили в безобидный аденоассоциированный вирус, который, проникая в клетки человека и приматов, не вызывает заболеваний, и не беспокоит иммунную систему. В этом случае аденоассоциированный вирус стал курьером, транспортирующим в клетки макак резуса ген искусственного антиВИЧ белка. Этот белок 34 недели синтезировался у макак и достаточно эффективно освобождал их от обезьяньего ВИЧ варианта, который ввели животным в больших дозах. Вероятнее всего, вирусу будет практически невозможно защититься от сложносочинённого белка искусственного происхождения: для вируса жизненно необходимо взаимодействие с CD4 и CCR5, так что изменить свой gp120 так, чтобы не попасть в ловушку, ему, скорее всего, не удастся – для этого ему придётся разыскивать новый «вход» в клетку, а это даже для такого сверхвариабельного вируса очень непросто.

Результаты необходимо подтвердить более масштабно (эксперимент пока что был поставлен всего на нескольких обезьянах); а медицинские перспективы этого химерного белка будут окончательно подтверждены только после тестирования на людях.
Автор: kumushka |  Источник: drunov.ru